Aliance-stroi.ru

Альянс Строй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как залить теплоноситель в систему отопления?

Немного сноровки и всё получится! Как залить теплоноситель в систему отопления

Чтобы обогрев дома обходился дешевле, некоторые работы проводятся самостоятельно.

Заполнение системы проводится: после ремонта; после слива системы на лето; при замене теплоносителя.

Каждый тип отопительной системы имеет свои нюансы, поэтому заполнение может происходить по-разному.

Тосол

Основным предназначением тосола во время его разработки несколько десятков лет назад было использование в качестве наполнителя для водяного охлаждения мотора автомобилей в зимнее время. Благодаря его свойствам тосол стали применять и для заполнения отопительных систем. Температура замерзания вещества проставляется в его маркировке в виде числового значения – 30, 40 или 65.

  • низкая цена;
  • средний уровень теплоемкости – 3520 Дж/кг·град;
  • ввиду высокой вязкости вещества насос для заполнения системы отопления подвергается существенным нагрузкам;
  • наличие антикоррозионных присадок защищает металл от окисления;
  • отличается высокой токсичностью, поскольку содержит в своем составе ядовитое вещество этиленгликоль;
  • коэффициент термического расширения – 0,05 %/град.

Обратите внимание, что для компенсации термического расширения при разогреве теплоносителя в закрытой системе отопления предусмотрен расширительный бак. Он должен быть тем больше, чем выше значение данного коэффициента у теплоносителя.

Поскольку тосол отличается нулевой коррозионной активностью, система с таким носителем должна быть абсолютно герметичной. В противном случае любая трещина обернется утечкой теплоносителя. В случае с другими жидкостями, например водой, мелкие дефекты забиваются ржавчиной или выпадающими солями.

Порядок заливки жидкости в отопительную систему

Подготовительные операции

Независимо от того, запускаете ли вы новую, смонтированную своими руками систему отопления или наполняете ее теплоносителем по окончании окончания теплого сезона либо ремонта, обязательно направляться подготовить инженерную сеть к эксплуатации.

Порядок действий таковой:

  1. Промывка трубопровода. Это воздействие есть необходимым перед пуском новой отопительной системы. В другом случае стружка, другой мусор и окалина может повредить применяемое нагревательное и насосное оборудование. В случае если ваша климатическая сеть уже запускалась и удачно функционировала, достаточно промывать батареи и трубы один раз в два года.
  2. Гидравлический тест. Перед тем как заполнить водой систему отопления, нужно совершить ее опрессовку. Для этого употребляется особый прибор, наполняющий трубы и радиаторы сжатым воздухом.

Необходимо нагнетать давление , пока его значение не будет на 25% больше расчетного. Стандартное падение этого показателя должно составлять не более одного процента за четверть часа эксплуатации.

  1. Устранение недочетов. По окончании опрессовки необходимо проверить все соединения на предмет протечек и устранить их при обнаружении.

Обратите внимание! Герметизация течей проводится не столько для минимизации расхода теплоносителя, сколько с целью предотвращения образования в радиаторах и трубах воздушных пробок, каковые становятся обстоятельством неработоспособности либо низкой эффективности отопления.

Выбор вида теплоносителя

Значительно чаще в качестве жидкости, передающей тепло, употребляется вода. Но возможно применять и антифриз, который не мёрзнет при опускании температуры окружающего воздуха ниже нулевой отметки. Он имеет и множество других преимуществ, но его цена велика. Значительно чаще антифриз употребляется в отопительных системах маленьких по площади строений.

Не забывайте, что заполнение водой системы отопления требует предварительной ее подготовки. Жидкость должна быть избавлена от растворенных в ней воздуха и солей, для чего возможно использовать имеющиеся в продаже реагенты и химические вещества.

Совет! В качестве теплоносителя системы отопления не рекомендуется применять воду из крана. Она содержит много других минералов и кальция, каковые, оседая на трубах и в батареях, со временем приведут к неработоспособности отопления. Кроме этого в воде из под крана растворено много кислорода, который вызывает завоздушивание.

Использовать ли для заполнения намерено подготовленную воду либо антифриз – решать вам. Но в любом случае нужно верно вычислить количество жидкости, нужный для исполнения данной процедуры.

Определение количества применяемого теплоносителя

Знать количество воды либо антифриза, который пригодится для наполнения отопительной системы, нужно чтобы верно выбрать водоподготовительное оборудование нужной производительности или заблаговременно купить определенное количество особой жидкости.

Для исполнения расчетов необходимо уточнить следующие данные:

  • количество воды, который помещается в водонагревательном котле (Ок), одной секции установленных радиаторов отопления (Ор) и расширительном бачке открытого либо закрытого типа (Об) – все цифры имеются в сопроводительной документации к перечисленному выше оборудованию,
  • количество воды, каковые помещается в трубах (От) – для этого необходимо воспользоваться особым строительным справочником, где размещена подобная информация, или вычислить необходимое значение по следующим формулам:
  • S – площадь поперечного сечения трубы,
  • ? – постоянная, равная 3,14159,
  • R – внутренний радиус трубы.
  • От – искомый количество жидкости в трубе,
  • S – площадь поперечного сечения, отысканная по вышеприведенной формуле,
  • L – протяженность всех установленных трубопроводов.

Объем воды высчитывается по таковой формуле:

Ообщий = Ок + (Ор * с) + Об + От, где

с – количество установленных секций радиаторов.

Совет! Не обращая внимания на то, что антифриз и вода не сжимаются, нужно покупать на 10-15% больше жидкости, чем тот количество, который вы взяли благодаря расчетам. Таковой запас покроет погрешность вычислений.

Заливка воды

Когда вы закончили промывку, произвели опробование труб и запаслись достаточным числом теплоносителя, возможно приступать к наполнению отопительной системы. В этом окажет помощь вибрационный насос для заполнения системы отопления.

Не забывайте, это наиболее серьёзный этап процесса монтажа климатической сети, потому все операции необходимо делать шепетильно и бережно.

Процедура имеет несколько последовательных этапов:

  1. Еще раз производится осмотр всех стыков на разгерметизации появления и предмет протечек.
  2. Перекрывается запорная арматура, удаляющая жидкость из системы отопления. Это окажет помощь избежать непродуктивного расхода теплоносителя.

  1. Проверяется работа воздушных клапанов. В случае если их производительность не сильный, лучше совсем вывернуть соответствующее устройство (кран Маевского) и вернуть его на место по окончании заливки. Помимо этого, с данной же целью возможно открыть кран где-нибудь в верхней части системы, что сократит время выхода воздуха из батарей и труб.
  2. Заполнение направляться затевать через запорную арматуру, которая расположена ближе всех к котлу.
  3. Следите, дабы вода либо антифриз поступали с минимально вероятной скоростью. Это предоставит шанс воздуху, оставшемуся в трубах, выйти через заблаговременно открытые клапаны. В другом случае вероятно образование пробки.

  1. По мере наполнения труб нужно перекрывать клапаны и те краны, через каковые начинает выливаться теплоноситель. Как раз для этого его необходимо было брать с определенным запасом.
  2. Заполнение системы возможно создавать не сходу, а по частям: начиная с первого этажа и заканчивая самыми верхними точками.

Проверка качества заполнения

При расчетах нужного объема теплоносителя, нужно выяснить эту цифру не только для всей системы, но и для отдельных ее участков. В следствии вы сможете более совершенно верно контролировать степень заливки отдельных элементов климатической сети.

Помимо этого, на входном патрубке возможно установить счетчик расхода жидкости.

Так, вы станете совершенно верно знать, какое количество уже попало в трубы:

  • в случае если меньше вычисленного значения – в трубах скопился воздушное пространство, необходимо определять место образования пробки и ликвидировать ее,
  • в случае если больше – где-то происходит утечка через неплотное соединение либо открытый кран.

Как заполнить систему антифризом

Незамерзающие теплоносители, или антифризы, лишены большинства недостатков воды.

Они не замерзают при отрицательных температурах, не содержат примеси, откладывающиеся на стенках труб и теплообменников, не вызывают коррозию металлических деталей.

Заполнение системы антифризом

Автомобили и другие виды транспорта давно перешли на использование антифризов в своих системах охлаждения и отопления. В домашних системах такой переход в полном разгаре. 90 % вновь вводимых в строй систем использует антифризы.

Критерии выбора незамерзающей жидкости

Чтобы эффективно работать в отоплении, незамерзающая жидкость для отопления дома должна удовлетворять следующим условиям:

  • низкая токсичность, исключающая угрозу здоровью жильцов в случае утечки,
  • негорючесть самой жидкости и ее паров,
  • нулевая коррозионная активность,
  • низкая вязкость, обеспечивающая достаточную для эффективной циркуляции текучесть,
  • теплоемкость, обеспечивающая перенос тепловой энергии от топки к радиаторам.

Большая часть предлагаемых на рынке составов выполнена на основе следующих веществ:

  • этиленгликоля,
  • пропиленгликоля,
  • глицерина.

Ученые постоянно ведут разработку новых формул, отличающихся улучшенными энергетическими характеристиками и сниженной нагрузкой на окружающую среду.

Многие составы в чистом виде проявляют коррозионную активность. Поэтому их используют в разбавленном виде и добавляют присадки- ингибиторы. Добавки также снижают пенообразование, способствуют очищению компонентов системы.

Большинство производителей предлагают две климатические версии своих продуктов:

  • концентрированная, не замерзающая до 65оС,
  • разбавленная, выдерживающая температуры до -30оС.

При выборе состава для долива системы лучше всего использовать ту же самую марку того же производителя, что и была залита первоначально.

Смешивание антифризов разных марок, а тем более- с разными действующими веществами, может привести к резкому снижению их срока службы или даже к повреждению компонентов отопительного контура.

Антифризы имеют большую вязкость, чем вода. Поэтому они не подходят для отопительных контуров с естественной циркуляцией жидкости. При гидравлическом расчете системы и выборе мощности циркуляционного насоса следует учитывать паспортную вязкость выбранного теплоносителя.

В отличие от воды, антифризы весьма уязвимы со стороны перегрева системы. При повышенных температурах в них начинаются нежелательные химические реакции, газообразование и выпадение осадков. Большая часть нынешних бойлеров, рассчитанных на работу с незамерзающими составами, имеют аппаратное ограничение максимальной температуры в 80оС

Читать еще:  Вентиляция подвала частного дома из канализационных труб

В руководстве пользователя отопительного прибора перечислены допустимые типы теплоносителей. Выход за пределы этого перечня ведет к утрате заводской гарантии.

Заполнение системы открытого типа

В открытых отопительных контурах теплоноситель циркулирует под атмосферным давлением. В верхней точке контура монтируется расширительная емкость, в нее выходит расширившаяся при нагревании жидкость. После охлаждения она поступает обратно в контур. В эту же емкость выходит попавший в систему воздух.

Такой контур можно заполнять под давлением через нижний вентиль. Можно и просто добавлять жидкость в расширительный бачок. Емкость заполняют до мерки, соответствующей температуре теплоносителя. Верхний уровень, на котором выходит дренажная трубка, соответствует максимальной температуре жидкости.

Систему отопления открытого типа можно заполнять под давлением через нижний вентиль

Добавлять его следует постепенно, давая время воздушным пробкам пройти по теплообменникам и трубопроводам и подняться в верхнюю точку.

После заполнения емкости следует проверить все воздушные клапаны на участках трубопроводов и радиаторах. Если где-либо была обнаружена и выпущена воздушная пробка, жидкость в бачок необходимо снова долить до заданного уровня.

Заполнение закрытой системы отопления

В таких системах отопительный контур герметичен и изолирован от атмосферы. Расширительный бачок имеет резиновую мембрану, пространство за которой заполнено сжатым воздухом при рабочем давлении. При расширении теплоносителя он проминает мембрану, увеличивая доступный объем и компенсируя тепловое расширение.

Долив антифриза в систему отопления удобнее проводить вдвоем. Кто-то заливает жидкость, а кто-то следит за воздушным клапаном, установленным в верхней точке контура. Если же помощника нет, можно подавать воду под самым малым напором и смириться с тем, что какое-то количество прольется в подставленную под клапан емкость. При этом придется также побегать по лестнице от вентиля до клапана.

Патрубок для подпитки системы устанавливается обычно в нижней точке контура, рядом с отопительным котлом. Его оснащают обратным клапаном, позволяющим подавать воду в систему, но препятствующим ее вытеканию обратно.

Если система заполнена водой, патрубок иногда напрямую присоединяют к подаче холодной воды, предусмотрев, разумеется, запорный вентиль. В противном случает воду подают с помощью гибкой подводки или резинового шланга, обжатого хомутами.

Контур заполняют до тех пор, пока давление на манометре бойлера не достигнет рабочего (чаще всего это полторы атмосферы).

После того, как жидкость начнет вытекать из верхнего воздушного клапана, следует сбросить воздух из всех остальных воздушных клапанов, продвигаясь от нижней точки контура к верхней.

Двухконтурные котлы, кроме отопления выполняющие еще и функцию горячего водоснабжения, содержат встроенный клапан подпитки. Это делает, долив воды в такие системы ещеудобнее.

При заполнении закрытой системы антифризом приходится использовать специальный насос, накачивающий теплоноситель в систему.

Насосы бывают как с электроприводом, так и ручные. Входной шланг опускается в емкость с теплоносителем, а выходной присоединяется к патрубку подпитки в нижней части контура.

Далее открывают верхний воздушный клапан, включают насос, и пополняют контур жидкость. до достижения рабочего давления на манометре. Стравливание воздуха проводят так же, как и в случае использования воды.

Современные модели бойлеров оснащены механизмом самостоятельного удаления воздушных пробок. Если такой механизм отсутствует или по каким-либо причинам не сработал, и при включении из циркуляционного насоса слышны булькающие и журчащие звуки, следует немного ослабить крепление его крышки, пока из-под нее не выйдет воздух и не выступит жидкость. После этого крышку затягивают. Если журчание продолжается, процедуру следует повторить до полного устранения посторонних звуков.

После пополнения теплоносителя недопустимо сразу включать котел на полную мощность. Необходимо дать поработать насосу до тех пор, пока теплоноситель в системе не перемешается, и температура его не выровняется, в противном случае возможно возникновение резких перепадов давления в системе вплоть до гидроударов. После этого можно выводить котел на рабочий режим.

Выбор незамерзающей жидкости

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Заполнение теплых полов

Теплые полы имеет свои особенности. Они заполняются не все сразу, а по одному контуру. Если заполнять все сразу (а они имеют разную длину), то в длинных контурах обязательно останется воздух, который удалить оттуда практически невозможно. Поэтому поступаем следующим образом.

Коллектор полностью собирается. Перекрываются на обратке все контура, кроме одного. Включается насос, и через подачу этот контур заполняется система отопления до тех пор, пока из дренажного отверстия не польется чистый теплоноситель без признака воздуха. После того, как это случилось, контур закрывается. Таким же образом заполняются все остальные.

Здесь желательно иметь еще один шланг для того, чтобы направить его в ведро с теплоносителем во избежание его разлива.

После этого закрывается дренажное отверстие, открываются все контура и проверяется работа теплого пола. Важно обратить внимание на то, что систему радиаторной сети можно заливать теплоносителем против его движения. С теплыми полами так делать нельзя, заливать нужно только со стороны прямой, потому что в ином случае теплоноситель не будет двигаться через ротаметры.

Антифризы для отопления

В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.

Виды незамерзающих жидкостей и их свойства

Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус (кроме цены) — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.

Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит

Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.

Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70°C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.

Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.

Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен , но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах

В конце прошлого столетия был разработан антифриз для систем отопления на основе глицерина. Он — это нечто среднее между этиленовыми и пропиленовыми теплоносителями. Он безопасен для человека, но не очень хорошо влияет на прокладки, также плохо реагирует на перегрев. По цене и температурным характеристикам он примерно в том же диапазоне, что и пропиленовые теплоносители (смотрите таблицу).

Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя

При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами. Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов.
  • В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).
Читать еще:  Гидроизоляция готового подвала изнутри от грунтовых вод

Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя

  • Если использованы обычные резиновые прокладки, при использовании этилен-гликоля или глицерина они через некоторое непродолжительное время разрушатся и потекут. Потому перед заливкой антифриза во всех разъемных соединениях прокладки заменяют на паронитовые или тефлоновые.
  • Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.

    Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.

    Какой жидкости отдать предпочтение

    Решить какой теплоноситель будет циркулировать по контуру нужно заранее, чтобы учитывать это при разработке схеми

    В водяном обогреве в роли теплоносителя может быть только жидкость, что понятно уже из самого названия. В зависимости от схемы контура циркуляция осуществляется разными способами. Это могут быть самотечные системы или же с принудительным движением теплоносителя. В любом случае, главное, чтобы жидкость циркулировала и разносила тепло по всему контуру.

    Выбор, какую жидкость залить в систему отопления, будет стоять достаточно простой:

    • вода;
    • незамерзающая жидкость на пропиленгликолевой основе.

    Обыкновенная вода по своим свойствам превосходит антифриз. У нее выше теплопроводность и меньше расширение, всё современное оборудование разрабатывается для работы на воде. Поэтому вполне естественно, что применение воды является самым лучшим решением. Использование антифриза оправдано только тогда, когда контур эксплуатируется не постоянно. Например, незамерзающая жидкость для системы отопления на даче, где хозяева проводят только праздничные дни. Если же предполагается эксплуатация контура на постоянной основе с возможностью кратковременной автономной работы, то в таких случаях льется только вода.

    Сделать из дешевых подручных средств жидкость для системы отопления своими руками можно, смешав воду с глицерином, который продается в любой аптеке за копейки. .

    Возможность временной автономной работы очень важна, ведь при плохом утеплении дома отключение котла, с высокой вероятностью, приведет к размораживанию труб. Отключение котла может быть вызвано разными причинами. Помимо ошибок расчетов и поломок, нагреватель перестает работать при отключении света. Все современные агрегаты оснащены «мозгами» — простым электронным управлением, поэтому требуется установка бесперебойника на аккумуляторах.

    Незамерзающая жидкость для заливки в систему отопления не кристаллизуется и не переходит в твердое состояние. Со снижением показаний термометра до максимальных -65 градусов, жидкость только сильно загусает, но при правильном подходе контур можно запустить и прогреть. Ее нужно менять каждые пять лет и не допускать перегрева. Максимальная температура 95 градусов. В состав входят:

    • ингибиторы коррозии;
    • спирт;
    • активное вещество;
    • составы против вспенивания.

    Первое на что нужно смотреть, решая какую жидкость можно использовать в отоплении, это на активное вещество. Про характеристики разных видов антифризов мы уже писали. Представляют опасность этиленгликолевые составы, они токсичны. Случайное попадание на эпидермис вызывает ожог, в дыхательные пути – отравление, внутрь – летальный исход. Кстати, такой антифриз заливают в радиаторы охлаждения автомобилей, это тосол. Следует остановить выбор на пропиленгликолевом антифризе. О том безопасно ли использовать низкокачественную незамерзайку мы рассказывали в статье про тосол в системе обогрева.

    Как залить антифриз в открытую отопительную систему?

    Конструкция климатической системы часто предусматривается наличие открытого расширительного бачка, который располагается в пределах отапливаемого здания и сообщается с атмосферным воздухом. При раствора использовании этиленгликоля присутствует риск попадания токсичных испарений в жилые или рабочие помещения. Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение пропиленгликолевым антифризам.

    • Разбавленный в нужной пропорции концентрат раствора гликоля заливается через подпиточный вентиль или расширительный бак с помощью насоса.
    • Установленные на радиаторах отопления краны Маевского должны быть открыты.
    • По мере заполнения системы теплоносителем краны закрываются, а уровень рабочей жидкости доводится примерно до трети от объема расширительного бака.

    Важно!

    Перед тем, как заливать промышленный антифриз в систему открытого типа, обязательно проверьте работоспособность запорно-регулирующей арматуры. После запуска и прогрева отопительного котла повторно стравите воздух через радиаторы. Если в процессе удаления воздуха из системы уровень нагретого теплоносителя в расширительном баке падает, долейте антифриз примерно до половины от объема бака.

    Как заполнить систему антифризом

    Незамерзающие теплоносители, или антифризы, лишены большинства недостатков воды.

    Они не замерзают при отрицательных температурах, не содержат примеси, откладывающиеся на стенках труб и теплообменников, не вызывают коррозию металлических деталей.

    Заполнение системы антифризом

    Автомобили и другие виды транспорта давно перешли на использование антифризов в своих системах охлаждения и отопления. В домашних системах такой переход в полном разгаре. 90 % вновь вводимых в строй систем использует антифризы.

    Критерии выбора незамерзающей жидкости

    Чтобы эффективно работать в отоплении, незамерзающая жидкость для отопления дома должна удовлетворять следующим условиям:

    • низкая токсичность, исключающая угрозу здоровью жильцов в случае утечки;
    • негорючесть самой жидкости и ее паров;
    • нулевая коррозионная активность;
    • низкая вязкость, обеспечивающая достаточную для эффективной циркуляции текучесть;
    • теплоемкость, обеспечивающая перенос тепловой энергии от топки к радиаторам.

    Большая часть предлагаемых на рынке составов выполнена на основе следующих веществ:

    • этиленгликоля;
    • пропиленгликоля;
    • глицерина.

    Ученые постоянно ведут разработку новых формул, отличающихся улучшенными энергетическими характеристиками и сниженной нагрузкой на окружающую среду.

    Многие составы в чистом виде проявляют коррозионную активность. Поэтому их используют в разбавленном виде и добавляют присадки- ингибиторы. Добавки также снижают пенообразование, способствуют очищению компонентов системы.

    Большинство производителей предлагают две климатические версии своих продуктов:

    • концентрированная, не замерзающая до 65 о С;
    • разбавленная, выдерживающая температуры до -30 о С.

    При выборе состава для долива системы лучше всего использовать ту же самую марку того же производителя, что и была залита первоначально.

    Смешивание антифризов разных марок, а тем более- с разными действующими веществами, может привести к резкому снижению их срока службы или даже к повреждению компонентов отопительного контура.

    Антифризы имеют большую вязкость, чем вода. Поэтому они не подходят для отопительных контуров с естественной циркуляцией жидкости. При гидравлическом расчете системы и выборе мощности циркуляционного насоса следует учитывать паспортную вязкость выбранного теплоносителя.

    В отличие от воды, антифризы весьма уязвимы со стороны перегрева системы. При повышенных температурах в них начинаются нежелательные химические реакции, газообразование и выпадение осадков. Большая часть нынешних бойлеров, рассчитанных на работу с незамерзающими составами, имеют аппаратное ограничение максимальной температуры в 80 о С

    В руководстве пользователя отопительного прибора перечислены допустимые типы теплоносителей. Выход за пределы этого перечня ведет к утрате заводской гарантии.

    Заполнение системы открытого типа

    В открытых отопительных контурах теплоноситель циркулирует под атмосферным давлением. В верхней точке контура монтируется расширительная емкость, в нее выходит расширившаяся при нагревании жидкость. После охлаждения она поступает обратно в контур. В эту же емкость выходит попавший в систему воздух.

    Такой контур можно заполнять под давлением через нижний вентиль. Можно и просто добавлять жидкость в расширительный бачок. Емкость заполняют до мерки, соответствующей температуре теплоносителя. Верхний уровень, на котором выходит дренажная трубка, соответствует максимальной температуре жидкости.

    Систему отопления открытого типа можно заполнять под давлением через нижний вентиль

    Добавлять его следует постепенно, давая время воздушным пробкам пройти по теплообменникам и трубопроводам и подняться в верхнюю точку.

    После заполнения емкости следует проверить все воздушные клапаны на участках трубопроводов и радиаторах. Если где-либо была обнаружена и выпущена воздушная пробка, жидкость в бачок необходимо снова долить до заданного уровня.

    Заполнение закрытой системы отопления

    В таких системах отопительный контур герметичен и изолирован от атмосферы. Расширительный бачок имеет резиновую мембрану, пространство за которой заполнено сжатым воздухом при рабочем давлении. При расширении теплоносителя он проминает мембрану, увеличивая доступный объем и компенсируя тепловое расширение.

    Долив антифриза в систему отопления удобнее проводить вдвоем. Кто-то заливает жидкость, а кто-то следит за воздушным клапаном, установленным в верхней точке контура. Если же помощника нет, можно подавать воду под самым малым напором и смириться с тем, что какое-то количество прольется в подставленную под клапан емкость. При этом придется также побегать по лестнице от вентиля до клапана.

    Читать еще:  Где ставить воздухоотводчик в закрытой системе отопления?

    Патрубок для подпитки системы устанавливается обычно в нижней точке контура, рядом с отопительным котлом. Его оснащают обратным клапаном, позволяющим подавать воду в систему, но препятствующим ее вытеканию обратно.

    Если система заполнена водой, патрубок иногда напрямую присоединяют к подаче холодной воды, предусмотрев, разумеется, запорный вентиль. В противном случает воду подают с помощью гибкой подводки или резинового шланга, обжатого хомутами.

    Контур заполняют до тех пор, пока давление на манометре бойлера не достигнет рабочего (чаще всего это полторы атмосферы).

    После того, как жидкость начнет вытекать из верхнего воздушного клапана, следует сбросить воздух из всех остальных воздушных клапанов, продвигаясь от нижней точки контура к верхней.

    Двухконтурные котлы, кроме отопления выполняющие еще и функцию горячего водоснабжения, содержат встроенный клапан подпитки. Это делает, долив воды в такие системы ещеудобнее.

    Насосы бывают как с электроприводом, так и ручные. Входной шланг опускается в емкость с теплоносителем, а выходной присоединяется к патрубку подпитки в нижней части контура.

    Далее открывают верхний воздушный клапан, включают насос, и пополняют контур жидкость. до достижения рабочего давления на манометре. Стравливание воздуха проводят так же, как и в случае использования воды.

    Современные модели бойлеров оснащены механизмом самостоятельного удаления воздушных пробок. Если такой механизм отсутствует или по каким-либо причинам не сработал, и при включении из циркуляционного насоса слышны булькающие и журчащие звуки, следует немного ослабить крепление его крышки, пока из-под нее не выйдет воздух и не выступит жидкость. После этого крышку затягивают. Если журчание продолжается, процедуру следует повторить до полного устранения посторонних звуков.

    После пополнения теплоносителя недопустимо сразу включать котел на полную мощность. Необходимо дать поработать насосу до тех пор, пока теплоноситель в системе не перемешается, и температура его не выровняется, в противном случае возможно возникновение резких перепадов давления в системе вплоть до гидроударов. После этого можно выводить котел на рабочий режим.

    Как залить систему отопления, что использовать

    Заливка системы отопления не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Некоторые пользователи подолгу гоняют воздух по трубам, не греются у холодных радиаторов, и сетуют на не правильный монтаж, хоть на самом деле вопрос в неправильной заливке.
    Как и что заливать в радиаторы и теплый пол, об этом подробнее далее, но сперва несколько слов о правильном монтаже.

    Конструкция системы для беспроблемной заливки

    Если нет самотечности в сливе системы, т.е. сливной кран не является нижней точкой, то слить систему полностью можно будет только с помощью продувки воздухом от компрессора. Такая схема сейчас все больше применяется, так как дома делаются все больше, и задать самотечный слив становится сложно или вовсе не возможно.

    При таком варианте слива заливочный кран может исполнять и роль сливочного. Он устанавливается на обратке перед фильтром очистки у котла, по возможности в самой нижней точке труб, чтобы самотеком слить максимум.

    Недопустим автоматический залив

    Для заливки на такой кран обычно надевают резиновый шланг, который подключают к системе водопровода, или же к насосу, если заливается специальная жидкость.
    Делать постоянное подключение этого крана к водопроводу нельзя – можно забыть закрыть, он может протекать. Недопустимо обустраивать и автоматическую подпитку от водопровода при падении давления в системе. Все это грозит заиливанием, выходом из строя компонентов при постоянном обмене воды, который пользователи не будут замечать.

    Для стравливания воздуха система обеспечивается

    Все радиаторы снабжаются кранами Маевского для стравливания воздуха. Также воздушные краны, желательно ручные, а не автоматические, нужно установить на всех П-образных не типичных возвышениях труб, если такие имеются. Например, при обходе двери или возле высоко установленного бойлера косвенного нагрева.

    Автоматический воздухоотводчик всегда присутствует в автоматизированных котлах и этого достаточно для системы. С не автоматизированным котлом применяется группа безопасности, устанавливаемая в высшей точке труб (подача на выходе из котла) и снабженная таким устройством.

    Какую воду заливать в систему

    В систему нужно заливать обычную водопроводную воду, на ней она будет работать удовлетворительно все время. При проектировании элементов, они рассчитывались на обычную агрессивность воды. Заливать кипяченую, дистиллированную воду, или дополнительные присадки – создавать проблемы и зря тратить деньги.

    Обычная вода – самый лучший теплоноситель для системы. Заливать незамерзайку на основе ядовитых гликолей – исключительно вынужденная мера, когда систему часто оставляют зимой без присмотра в выключенном состоянии.

    Использование незамерзайки

    У незамерзаек для домашних систем отопления на основе пропиленгликоля или этиленгликоля несколько крупных недостатков.

    • Оба вещества относятся к одной группе опасности – яды.
    • У них меньше теплоемкость, меньше перенос тепла, — скорость движения по трубам должна быть больше, в больших домах такая особенность учитывается в проекте.
    • Они пенятся, труднее избавиться от завоздушивания.
    • Они дороги.
    • Их надо менять через указанный срок и не позже, и снова тратить деньги.
    • Недопустимо их сливать в канализацию – нужно вывозить на утилизацию за деньги.

    Этилен выглядит как более предпочтительный по сравнению с пропилен – он в 2 раза дешевле, меньше пенится. Зато более ядовитый, но при обычном аккуратном использовании это не является критичным недостатком, — к вредным веществам относятся и первый и второй виды.

    Способы заливки радиаторной системы

    Заливка из водопровода с помощью резинового шланга, надеваемого на штуцеры кранов наиболее проста. Достаточно открыть кран и залить радиаторную сесть теплоносителем до давления 2 атм. Обычно в водопроводах давление такое же или чуть больше.

    Если заливается специальная жидкость из емкостей то придется использовать насос. Обычно приглашают специалистов, у которых имеются погружные электрические насосы. Можно применять и ручной водяной насос.

    Бывают случаи, когда нет элетктричества, или водопровода под давлением, нет и насоса. Тогда залить систему можно с помощью длинного шланга и большой воронки. Поднявшись на чердак, крышу, создав перепад высот в 5 метров, можно создать давление в 0,5 атм при котором система будет работать. Но всегда следует стремится к созданию оптимального давления в 1,5 – 2,0 атм, для лучше работы автоматических воздухоотводчиков.

    Стравливание воздуха в процессе заливки

    Перед заливкой расширительные баки должны быть заполнены воздухом под давлением 1,5 – 1,7 атм.

    При любом способе заливки вода должна вытеснять воздух из системы, который должен иметь свободный выход. В верхней точке открывается воздушный кран и основная часть воздуха выходит через него.

    После достижения рабочего давления нужно стравить воздух со всех радиаторов и других точек, где есть краны Маевского. После чего вновь долить систему до номинального давления.

    Доведение системы до рабочего состояния после заливки

    В радиаторах, в трубах, после заливки возможно нахождение небольших воздушных мешков на перепадах высот. Они будут постепенно ликвидироваться в процессе движения жидкости.

    В самом теплоносителе много растворенного воздуха, который будет собираться в пузырьки, скапливаться в самых высоких местах (у воздухоспускных кранов), создавать пену.

    Поэтому после заливке дают системе поработать, достичь номинальной температуры. В процессе разогрева не однократно делают ручное стравливание воздуха по всем кранам Маевского, а также выполняют доливку системы до номинального давления.

    Остаются холодные радиаторы, что делать

    Не редко в тупиковых ветвях последние радиаторы после заливки и пробного пуска остаются холодными. При этом с крана выходит теплоноситель. Это значит, что в трубах имеются воздушные пробки.

    Проблему можно решить, если перекрыть параллельные этому радиатору ветви, чаще достаточно закрыть кранами соседние с ним по тупику радиаторы. Тогда насос сможет продавить эти пробки и воздух уйдет на автоматический воздухоотводчик в котел или на другие краны.

    Когда много пены, шумит насос после заливки

    Растворенного воздуха в теплоносителе столь много, что даже вода на перепадах давления, на крыльчатке насоса вспенивается. Это слышно по характерному шуму издаваемому насосом, — работает в воздушных пузырьках.

    Для устранения достаточно остановить насос, выждать минут 15 – 30, за это время воздух скапливается в большие пузыри, уходит на точки выпуска.

    Незамерзайки вспениваются легко, и шум и ненормальная работа насоса могут стать «головной болью». Для устранения, сперва нужно еще раз подумать «зачем залили этиленгликоль», затем выжидать уже часы, и стравливать, стравливать воздух на кранах.

    Заливка теплого пола

    Если в радиаторную систему подавать теплоноситель лучше с обратки (так и делают) для вытеснения воздуха вверх, то в коллектор теплого пола – только с подачи, по ходу движения жидкости в рабочем состоянии. Иначе регулировочные клапаны могут и не пропустить… На подаче открывается кран и теплоноситель поступает в распределительный коллектор.

    Перед этим все краны на трубопроводы закрываются, затем открывается один кран и его контур заполняется до выхода теплоносителя на сливном кране коллектора (с которого желательно организовать шланг в ведро).

    Так заполняются все контура поочередно, после чего теплый пол считается залитым.

    Завоздушивание петли может устраняться продавливанием, с закрытием параллельных ветвей, но такое положение вещей является ошибкой в создании – перепад высот и др…

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector