Aliance-stroi.ru

Альянс Строй


966a4618
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заварить трубу отопления?

Как сварить трубы отопления электросваркой

Основным способом монтажа автономных и централизованных систем является сварка отопления. В отличие от резьбовых соединений она не нуждается в регулярном обслуживании. При сварке труб отопления нужно учитывать, что соединение подвергается не только механическим, но и термическим воздействиям. Поэтому необходимо правильно выбирать электроды, иначе при нагреве он может треснуть.

Какие плюсы и минусы у электросварки?

Сварные соединения имеют такие преимущества:

  1. можно получать соединения больших размеров;
  2. для сварки можно использовать материал, который аналогичен материалу трубы. Благодаря этому все свойства трубопровода сохраняются;
  3. благодаря соединительному шву внешние и внутренние размеры конструкции остаются неизменными;
  4. простой и дешевый способ.

Недостатки сварных соединений, как правило, обусловлены низкой квалификацией работника. Из-за несоблюдения технологии, правил, неопытности сваривание может быть неполным. А значит, могут образовываться трещины и смещения. Поэтому сварка батарей отопления должна выполняться со знанием дела, аккуратно и тщательно.

Какими электродами лучше варить трубы отопления: металлы, оборудование, инструкции

Для начинающего электросварщика имеющего небольшой опыт работы важно на начальном этапе сделать два основных шага – правильно выбрать сварочный аппарат и также правильно подобрать к нему электроды. Почему важны именно эти моменты? Дело в том, что сварочные электрические аппараты имеют свои особенности. Для новичков лучше использовать инверторный сварочник постоянного тока. Это небольшой компактный прибор, устройство которого основано на полевых транзисторах, он выдает постоянный ток, который легко можно регулировать. Даже самый простой инвертор позволит новичку научиться держать дугу и правильно регулировать ток. Для более опытных мастеров можно попробовать поработать на аппарате переменного тока. Он мощнее, у него больше запас по мощности, а для сварки труб отопления это большой плюс. Но у него есть и минус – с ним сложно работать, для новичка трудно поймать дугу, нужен опыт, чтобы правильно выставить сопротивление резистора, да и по размерам это устройство намного больше бытового инвертора.

Что касается выбора электродов, то здесь стоит учитывать качества каждой марки, поскольку и диаметр стержня и марка оболочки сильно влияют на качество шва. Для работы используются:

  • Марка С – электроды с целлюлозным покрытием. Основное назначение соединение ответственных швов на материале с большой толщиной металла;
  • Марка RA – электроды рутилово-кислотные основной вид электродов для работы с металлическими трубами. Особенность этой марки заключается в быстром покрытии шва слоем шлака, который придется удалять.
  • Марка RR – электроды для тонких и аккуратных работ. Марка позволяет получить почти ювелирный шов с небольшим слоем шлака, который легко снимается щеткой.
  • Марка RC – рутилово-целлюлозные электроды универсального назначения. Они предназначены для сварки в любых положениях.
  • Марка В – основные электроды универсального назначения для горизонтальных и вертикальных швов.

Кроме знания марки оболочки важно учитывать и толщину металла сердечника, и толщину металла свариваемых деталей.

Подготовка труб к электросварке

Также как и от оборудования и расходных материалов многое зависит от правильной подготовки самих труб для сварки. Для получения надежного и красивого шва необходимо выполнить ряд операций, облегчающих проведение дальнейших работ:

  • Зачистка поверхности края трубы. 15-20 мм от среза трубы поверхность должна быть зачищена от ржавчины, лакокрасочного покрытия, масляных пятен;
  • Необходимо доработать срез – он должен быть максимально ровным, так легче будет сочленить части трубы.
  • При использовании толстостенных труб на соединяемых концах рекомендуется сделать фаску не меньше чем на половину толщины металла.

Сварка труб отопления проводится в несколько слоев, это зависит от толщины металла. Профессионалы рекомендуют:

  • При толщине стенки до 6 мм наложить 2 слоя;
  • При толщине больше 6 и до 12 мм рекомендуется снять фаску и сделать 3 слоя;
  • При толщине стенки трубы больше 12 мм делается 4 сварных шва.

Профессионалы советуют при многослойном наложении швов первый шов накладывать методом ступенчатой наплавки – пройдя вперед 8-10 мм сделать обратный ход на 5-6 мм, после чего сделать снова участок длиной 8-10 мм.

При работе с большим диаметром труб делается сначала прихватка – в нескольких местах делается небольшой шов длиной 2-3 см, после чего делается сплошное сваривание стыка.

Важно помнить, что если будет сделана ошибка и обнаружится брак, то часть работы придется переделать. После прохождения полной длины окружности сварным швом делается отступ на 3-4 см и начинается наплавка второго слоя. Отступ необходим для того, чтобы исключить брак шва, в точке начала наплавки сразу нескольких слоев.

Особенности и рекомендации перед началом работ

При подготовке к сварке трубопровода изучают следующие моменты:

  1. Выбор полярности – зависит от материала изготовления и толщины стенок свариваемых элементов, типа электродов. Нужную информацию можно найти в руководстве по применению стержней.
  2. Толщина расходного материала – влияет на силу тока, задаваемую при настройке сварочного аппарата. Рассчитывают эту величину, умножая сечение стержня на 30-40.
Читать еще:  Как застелить пол фанерой на старый пол?

Строгих требований к скорости сварки не предъявляется. Однако дугу не стоит долго держать в замковой точке. Края прогорят, из-за чего придется заново срезать и зачищать их.

Перед началом работы собирают стыки трубопровода.

Несколько советов по выполнению качественной сварки

Качество сварки зависит от правильной подготовке к сварным работам, выбору электродов и технологии процесса, который несколько отличается при соединении стыков.

Выбираем подходящие электроды

От того, какой электрод применяется для сварки, во многом зависит качество сварного шва. Он представляет собой тонкий металлический стержень с особым покрытием. Внутренняя часть электрода служит проводником для создания электрической дуги, а покрытие обеспечивает ее стабильность, а также участвует в создании сварного шва.

По типу сердцевины электроды делятся на плавящиеся и неплавящиеся. В первом случае в основе изделия находится стальная проволока, во втором – вольфрамовый, угольный или графитовый стержень.

По типу защитного покрытия электроды делятся на:

  • целлюлозные – маркировка «С» — используются для трудоемких и сложных сварочных работ с трубами большого диаметра, на протяженных технологических магистралях;
  • рутилово-кислые – «RA» — наиболее используемый тип электрода для сварки инженерных сетей водоснабжения и отопления;
  • рутиловые – «RR» — также могут использоваться для сварки труб водоснабжения и отопления, отличаются большей толщиной и лучшим качеством сварного шва;
  • рутилово-целлюлозные – «RC» — дают более прочный шов при использовании вертикального способа соединения;
  • универсальные – «В» — подходят для сварки труб различных диаметров и толщины, в широком температурном диапазоне.

Еще одна классификация электродов для сварки – диаметр стержня. От него зависит сила электрической дуги, способная справиться с трубопрокатом определенной толщины:

  • 3 мм – электроды подходят для сварки труб толщиной до 5 мм;
  • 4 мм – электроды позволяют сваривать толщиной до 10 мм, а также делать многослойные швы металла.

Внимание! Кроме толщины и материала изготовления электрода для качественной сварки нужно учитывать еще и силу тока, которая зависит от способа соединения труб. Например, для простого соединения встык подойдет дуга от 80 до 110 ампер, а для сварки внахлест потребуется переключить аппарат на 120 ампер.

Цельный стык

В случае соединения двух сторон трубы, по одной из которых все еще течет вода, можно использовать специальный подход. Особенно это применимо к трубопроводу, пролегающему близко к полу или земле.

Для успешного выполнения работы в верхней части трубы, находящейся в горизонтальном положении, вырезается «окно». Это прямоугольное или овальное отверстие в одной из сторон соединения. Поможет это в том случае, когда давление отключено и основной объем жидкости сброшен, но вода продолжает подтекать. В трубу закладывается тряпка, впитывающая влагу и освобождающая низ для беспрепятственной сухой сварки.

Шов накладывается изнутри через вырезанное окно. Важно заварить низ и поднять края шва на стенки. Для большей надежность стоит выполнить несколько проходов. Затем тряпка удаляется (это крайне важно сделать сразу, иначе вся работа будет напрасной, если ее забыть и в спешке заварить стык), и вода течет по уже сваренному дну, не мешая процессу. Боковые швы накладываются с наружной части. Последним закрывается окно. Это делается с применением заранее подготовленной «заплатки», соответствующей по размерам. Поскольку шов состоит из нескольких сегментов, то все окончания требуется перекрывать, а последний кратер выводить на цельный участок трубы и заваривать с наплавкой.

Если необходима врезка

С варка трубопроводов высокого давления может выполняться в случае потребности в дополнительном канале отвода жидкости. Например, добавлена еще одна емкость, куда требуется поставка воды, или сооружена еще одна ветвь отопления в пристройке, и необходима подача теплоносителя. Если нужна врезка, а остановить систему невозможно, то используется приварка сгона или шарового крана.

Это происходит по следующей схеме:

  1. На выбранный участок трубы подгоняется патрубок с резьбой и шаровым краном.
  2. Не нарушая целостности трубопровода выполняется обварка наложенного элемента.
  3. После этого кран ставится в открытое положение и через него сверлится отверстие в основной трубе.
  4. Дальше действовать нужно быстро. Через новообразованный выход вода устремляется наружу. Сверло быстро удаляется и кран перекрывается.
  5. К ответной резьбе крана подсоединяется сгон с обмоткой и замыкается новая ветвь.
  6. Кран открывается и запускается подача жидкости.

Эту операцию можно проводить на любом давлении. Важно приварить патрубок с краном на небольшом токе, чтобы не прожечь основную трубу. Диаметр сверла должен быть достаточным для передачи объема и требуемого давления, чтобы новая ветвь работала полноценно.

Маленькие хитрости

Чтобы успешно заваривать свищи и трещины с водой необходимо знать несколько секретов, которыми пользуются опытные сварщики. Поскольку вода постоянно мешает процессу формирования сварочной ванны, важно уменьшить ее воздействие. Это достигается несколькими способами.

Во-первых, можно забить болт в образовавшийся свищ. Для этого подбирается соответствующий диаметр стержня. В итоге, вместо дырки из которой течет вода, образовывается закупоренное отверстие с удобной для обварки шляпкой. Конечно, жидкость изолируется не полностью, но ее влияние уменьшается. Нужно постепенно соединить стенки основного металла со шляпкой болта. Метод применим во всех пространственных положениях.

Читать еще:  Гидроизоляция кессона из металла

Во-вторых, свищ можно заделать приварив на его место гайку крупного диаметра. Последняя накладывается на проблемное место и обваривается. Жидкость при этом не мешает, потому что продолжает свободно вытекать через отверстие в гайке. После окончания сварочных работ в гайку вкручивается болт с плотно намотанной паклей. Это герметизирует место. У метода один недостаток — внешний вид отремонтированного участка не очень презентабельный (с торчащим болтом), но это позволяет быстро заделать течь и укрепить истончившееся место.

Третья хитрость заключается в увеличении присадочного материала. Поскольку за один раз величина наложенной «горошины» расплавленного металла может перекрыть определенный участок свища, важно подать как можно больше присадки в сварочную ванну. Это регулируется диаметром электрода. Но можно использовать и второй электрод, предварительно отбив на нем обмазку. Первым электродом разогревается место, а когда появился жидкий металл, в него добавляется второй стержень. Это повышает количество наплавки и содействует быстрому закрытию отверстия с водой.

Техника безопасности при сварке труб

В процессе электротехнических работ, в том числе при сварке труб, необходимо обязательно соблюдать требования техники безопасности. Их нарушение грозит различными травмами, например, термическим ожогом кожи или сетчатки глаз из-за вспышки дуги, ударом электрическим током и т. д.

Чтобы избежать неприятностей, стоит до начала работы обратить внимание на следующее:

  • электрические провода и детали сварочного аппарата должны быть изолированными;
  • корпус сварочного оборудования и дополнительные приборы должны быть заземлены;
  • надевать можно только абсолютно сухую спецодежду и рукавицы;
  • для дополнительной изоляции необходимо использовать галоши или резиновый коврик (для небольшого помещения);
  • обязательно обезопасить глаза и лицо, надев защитный щиток.

Следуя изложенной в статье информации, можно самостоятельно научиться правильной сварке труб на электрическом оборудовании. Однако добиться успеха без практических навыков невозможно. Используя наши рекомендации, можно начинать практиковаться в сварочных работах и со временем получить достойные результаты сварки металлических трубопроводов.

Основные приемы сварки труб

Соединение частей магистральных трубопроводов может выполняться разными способами:

  • Варить трубу встык. Соединяемые поверхности располагают напротив. Это самый распространенный способ, который характеризуется простотой исполнения. Однако, есть и некоторые сложности. Справится с ними будет намного проще, если учесть некоторые нюансы. Во-первых, сварочный шов лучше формировать по направлению от нижней части вверх. Во-вторых, металл следует проваривать на всю толщину стенки трубы.
  • Внахлест. Метод может использоваться только в случаях, когда соединяемые поверхности имеют небольшие различия в диаметре и один из них плотно входит в другой. это может быть разница в размерах труб или же специальная механическая обработка торцевой части одной из них – развальцовка.
  • Тавровое. Такой способ соединения подразумевает расположение поверхностей под прямым углом относительно друг друга.
  • Угловое. Две части соединяются между собой под углом меньше 90 градусов.

Методы ремонта

Известно несколько видов ремонта отопления без слива воды, но со сбросом давления в системе, но все они только временное решение:

  • сварочный ремонт с использованием сварки пайки стальных и полимерных труб
  • механический ремонт с использованием разных приспособлений хомутов, бандажей и пр.
  • химический способ с применением различных химических составов (клеи, герметики, холодная сварка, смеси на основе эпоксидной смолы и т.д.).

Если обстоятельства вынуждают вас своими руками устранить неисправность, то проявив некоторую смекалку и сноровку можно воспользоваться и другими способами. Используя подручные средства — проволоку, резину, саморезы, деревянные чопики и т.д.

На работающей системе

Работающая система отопления всегда находится под давлением, даже в открытых системах небольших домов, где используются расширители. Поэтому надо понимать, чем заделать течь. И годится здесь один метод — использование хомута и резины или бандажа.

Последовательность такова. Найдя место повреждения, замерьте диаметр трубы. Хомут изготавливаете или покупаете по этому размеру. Необходимо учесть, что хомутом закрываете не только повреждение, но и несколько сантиметров трубы в разные стороны. Под хомут обязательно ставьте резину.

Если участок повреждения небольшой, а диаметр трубы более 50 мм лучше использовать заводской бандаж.Он садится плотнее чем хомут.

На системах отопления с низким давлением можно использовать резиновый жгут и проволоку. Жгутом, максимально его растягивая, обмотать, а проволокой зафиксировать.

На остановленной системе

На отключенном отоплении работать легче. Насосы выключены или перекрыта подача. Необходимо сбросить давление. Найти место течи и в зависимости от доступа к поврежденному участку выбрать наиболее подходящий способ ремонта.

Подготовка

Сначала нужно заняться подготовкой труб. Поверхности, которые планируется сваривать, должны быть зачищены и обезжирены. Только так можно избежать дефектов в швах.

Читать еще:  Вентиляция над плитой на кухне

Изделия должны иметь соответствующий угол раскрытия кромки, должна быть соблюдена перпендикулярность плоскости торца оси изделия. Подготовка труб отопления большого диаметра осуществляется с помощью фрезерных машин или же газокислотной резки.

Размеры, соответствие толщины изделий, химического состава, механических свойств – все должно сочетаться с требованиями ГОСТа.

Нужно отметить, что зачастую величина притупления — около 2 мм, а угол раскрытия – около 65 градусов.

Немаловажным этапом подготовки является и выбор материалов.

Технология соединения различных видов труб отопления методом сварки

Соединение пластиковых труб

Пластиковые (полипропиленовые) трубы, которые предполагается использовать для отопления квартиры, можно сварить самостоятельно. Для этого применяется диффузионная сварка, представляющая собой процесс нагревания специальным паяльником отдельных частей системы до определённого состояния, при котором их можно соединять.

Необходимо следить за тем, чтобы для сварки использовались детали, имеющие одинаковые свойства.

Метод пайки пластикового трубопровода довольно прост

Перед тем, как паять трубы отопления, стоит ещё раз продумать весь процесс, чтобы учесть мельчайшие нюансы, могущие повлиять на качество работы:

  • Среднее время нагрева труб паяльником: до 5 с.
  • Температура, при которой производится плавление полипропилена: 270°С. Необходимое значение для нагрева выставляется на специальном регуляторе температуры, имеющемся на каждом аппарате.
  • В зависимости от времени года и места проведения работ параметры процесса могут изменяться. В зимний период или при работе вне тёплого помещения пайка пластиковых труб отопления требует несколько увеличить время нагревания или повысить температуру для расплавления полипропилена.
  • При соединении труб большого диаметра также увеличивается общее время, необходимое для расплава материала.
  • Время стыковки разогретых деталей для их спайки: 30 с и более (для труб большого диаметра).
  • Насадки паяльника – для внутреннего и наружного диаметра – разогревают одновременно детали, предназначенные для соединения (труба и муфта).
  • Во время процесса нагрева на деталях появляются «отбортовки».
  • По окончании нагрева части системы снимают с насадок и сразу же соединяют вместе, равномерно надавливая на них с двух сторон. Нельзя вращать или как-то сдвигать разогретые детали после их соединения, чтобы не нарушался соединяющий шов. Следует равномерно прижимать их друг к другу.
  • Выдерживают соединённые детали не менее 30 с, чтобы обеспечить крепкое сцепление. При этом надо следить, чтобы бортик был равномерным по всей окружности места соединения.

Время прогрева и охлаждения

Эта же инструкция подходит и для решения вопроса, как варить трубы отопления большого диаметра. Вся разница состоит в том, что увеличивается, как уже упоминалось, время нагрева и фиксации деталей.

Однако надо следить и за тем, чтобы не перегреть их слишком сильно, поскольку излишнее количество расплавленного полипропилена может сузить рабочий просвет труб.

Следите за временем нагрева полипропиленовых деталей. Изменение их цвета на коричневый говорит о том, что материал перегрелся и начинает гореть.

Соединение металлических труб

Металлические трубы в систему водяного отопления соединяют методом электросварки. Этот метод предполагает использование металлических электродов, проводящих электрический ток и играющих роль «присадки», заполняющей сварочный шов.

Для получения качественного сварного шва, а, следовательно, и прочной системы труб, необходимо соблюдение несложных условий, которые предъявляет сварка труб отопления электросваркой:

Процесс электрической сварки труб отопления

  1. При подготовке к сварке все детали необходимо очистить от грязи, песка и мусора.
  2. Выправить, при необходимости, деформированные концы труб или ровно обрезать их.
  3. При дуговой сварке кромки, внутренние и наружные поверхности у края соединяемых деталей зачистить на ширину до 10 мм.
  4. Сварку деталей по окружности проводить в непрерывном режиме.

В зависимости от толщины стенок дуговая электросварка труб отопления производится в несколько слоёв:

  • до 6 мм: в два слоя;
  • от 6 до 12 мм: в три слоя;
  • свыше 12 мм: в четыре слоя.

Каждый завершённый слой перед накладыванием последующего в обязательном порядке следует очистить от шлака.

Как правило, первый слой сварки осуществляется ступенчатой наплавкой. Последующие слои – сплошной. При сварке труб производится разбивка ступенчатой наплавки на участки, и производится соединение участков, расположенных через один. Затем – оставшихся. К формированию первого слоя следует отнестись с особой ответственностью. Все кромки соединяемых труб должны быть обязательно расплавлены полностью. В случае обнаружения брака – наличия трещин – придётся вырубить некачественный участок, и провести всю работу заново.

Для накладывания на первый слой второго и третьего слоёв трубы следует очень медленно и равномерно поворачивать. Начинать каждый последующий слой необходимо, смещаясь на небольшое (15-30 мм) расстояние от начала предыдущего. Шов, являющийся финишным, должен плавно перейти в основной металл детали и быть гладким и ровным.

Надеемся, что наши инструкции будут полезны и помогут вам быстро освоить необходимые технологии монтажа трубопроводов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию